После основания ордена тамплиеров, ставшего первым в целой череде европейских военно-монашеских орденов, его активность ограничивалась преимущественно ведением боевых действий на суше. Тем не менее, морская составляющая присутствовала также уже с самого начала, поскольку люди, лошади и материалы, необходимые для военных кампаний, должны были переправляться в Святую Землю по морю[1]. С другой стороны, нужда крестоносцев в водном транспорте не обязательно подразумевала, что ордена обладали необходимым количеством кораблей, не говоря уже о флоте, который мог быть использован как в торговых, так и в военных целях. Иногда дело ограничивалось лишь получением необходимой морской поддержки со стороны, в других же ситуациях требовалось обладание уже собственными кораблями и их всестороннее применение. Различные условия безусловно приводили и к различному реагированию со стороны орденов. С одной стороны совсем не удивительно, что в позднее средневековье орден Госпиталя св. Иоанна построил нечто наподобие флота в современном понимании. С другой – тамплиеры, к примеру, так и не извлекли никакой пользы из своего великого флота, базировавшегося в Ла-Рошели[2], однако нуждались в транспортных судах на Средиземном театре действий.
К настоящему времени уже существуют несколько работ по истории флотов военно-монашеских орденов Европы, особенно госпитальеров[3], в эпоху Раннего Нового времени. Поэтому внимание данного исследования будет сконцентрировано на вопросах использования кораблей ведущими рыцарскими орденами в средневековье. Соответственно термин «флот» будет пониматься в самом широком смысле: как совокупность кораблей, применяемых орденами на всевозможные нужды. И хотя отличие между опытом разных орденов необходимо учитывать, я постараюсь применить компаративных подход, ища ответы на следующие вопросы: какими кораблями и в каком количестве обладали ордена? Какую дополнительную поддержку с моря они получали? Каким образом было организовано корабельное дело? Каковы были основные области и формы применения кораблей?
Что же мы вообще знаем о кораблях, находившихся в собственности орденов? Третья из фресок росписи на стенах в церкви Сан Бевигнате (San Bevignate) в Перудже, датирующихся приблизительно 1283-85 годами, изображает корабль тамплиеров в море, опознаваемый по двух черно-белым вымпелам. Судно на картине, вероятно, представляет собой галеру с пилигримами, со всей очевидностью хорошо вооруженными, на пути к Святой Земле[4]. Самое раннее упоминание о кораблях тамплиеров, используемых преимущественно для транспортировки пилигримов, относится к 1207 году[5], а в 1216 году в районе Марселя и тамплиерам и госпитальерам было разрешено брать на борт своих кораблей любое количество товаров, пилигримов и купцов, без какого-либо ограничения[6]. За короткое время количество судов и их грузоподъемность настолько увеличились, что горожане Марселя посчитали себя обманутыми и попытались потребовать деньги за транспортировку. В октябре 1233 года после серии споров в Акре прошли переговоры между тамплиерами и госпитальерами с одной стороны и консулом города Марселя в Акре с другой, приведшие к компромиссу и введению некоторых ограничений, подтвержденных Верховным Советом Марселя в апреле 1234 года[7]. Обоим орденам было позволено отправлять в Святую Землю по два корабля каждый год: один в пору весеннего мореходства в марте, а другой – в пору летнего в августе – и переправлять не более 1500 пилигримов на каждом из них. Дополнительно было разрешено брать на борт неограниченное количество купцов – что указывает на внушительную вместимость кораблей, – а также использовать другие суда для транспортировки товаров и материалов, хотя паломников и торговцев перевозить на них запрещалось. Из нотариальных учетных книг известно, что тамплиеры использовали марсельский порт на протяжении всего тринадцатого столетия[8].
Текст договора показывает, что в распоряжении каждого ордена было более чем по одному кораблю, хотя насчет конкретного числа судов даются лишь неопределенные намеки. Вероятно, в 1299 году согласно планам Папы Николая IV тамплиеры снарядили четыре венецианские галеры, которые должны были присоединиться для защиты Кипра к еще двум военным кораблям, уже находившимся во владении ордена[9]. В этом смысле ситуация с флотами других орденов была, очевидно, схожей: в 1300 году ордена тамплиеров, госпитальеров и король Кипра вместе могли выставить лишь 16 галер[10], и когда Папа Клемент V попросил тевтонский орден отправить на помощь госпитальерам в завоевании Родоса в 1306 году рыцарей, солдат и корабли, тот был не в состоянии выполнить просьбу[11].
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, получали ли ордена поддержку со стороны других кораблевладельцев. Безусловно, сотрудничество с частными лицами предшествовало непосредственно приобретению собственных кораблей, к примеру, в 1162 году тамплиеры заключили контракт с Романо и Самюэлем Майрано из Венеции на перевозку железа[12]. В феврале 1300 года во время кампании тамплиеров по отвоеванию крепостей в Святой Земле Пьетро де Варес, прецептор ордена, нанял за 3000 византинов корабль у генуэзца Пьетро Рубео. В Фамагусте или Лимасоле на корабль должны были погрузить товары, после чего он должен был посетить гавани на сирийском побережье, вернуться обратно и вновь поднять парус в промежуток между мартом и июлем[13]. Сговорившись о цене, Пьетро вероятно намеревался достичь христианской гавани вслед за тамплиерами, уже достигшими Святой Земли.
Договор 1234 года между орденами тамплиеров и госпитальеров и Марселем проливает свет на детали использования кораблей и управления ими. В документе упомянуты двое commandatores navium – тамплиер Гильом де Капьмельер и госпитальер Гильом де Валенс[14]. Возможно, в их компетенцию входила не только постройка и оснащение кораблей в самом Марселе, но и доставка их до Святой Земли. Затем, со временем тамплиеры ввели новые должности в управлении морскими коммуникациями с Палестиной. С 1250-х по 1270-е годы в Бургундии[15] находились два «командора пути» – Гильом де Гонесс (1255) и Анри де Доле (1267-1274), а согласно документам процесса[16] против тамплиеров около 1300 года в Марселе существовала должность «магистра пути», который, вероятно, занимался организацией транспортировки подкреплений, паломников, купцов и товаров. В самой Святой Земле командор Иерусалимского королевства также осуществлял связь с тамплиерами Запада. Его помощником был «командор запасов», также являвшийся командором гавани Акры и заведовавший кораблями ордена[17].
Каковы же были цели и формы использования морской силы военными орденами? Характеризуя действия тамплиеров, Малкольм Барбер заметил: «К 1230-м годам орден тамплиеров построил средиземноморский флот, способный транспортировать людей и товары в Испанию, Италию, Морею и, конечно же, государства крестоносцев в Палестине»[18]. Вполне очевидно, что флот ордена тамплиеров являлся скорее просто средством водного транспорта, а не военно-морской силой. Это заключение справедливо и для времени после падения Акры, когда в 1299 году начальник порта Апулии, Энрико де Гервилла, разрешил экспорт купленной госпитальерами пшеницы из Манфредонии на Кипр на тамплиерском судне[19]. Тем не менее, корабли, принадлежавшие ордену, использовались и во время крестовых походов, что подтверждает Оливер Падерборнский, возносящий хвалу тамплиерам за то, что они использовали свои тяжеловооруженные суда для создания понтонов во время пятого крестового похода[20]. И все же мы располагаем лишь поздними упоминаниями о военных кораблях тамплиеров, как, например, в случае с венецианскими галерами в 1299 году[21]. Неизвестно, по какому бы сценарию развивались события, не будь орден тамплиеров запрещен Папой Клементом V в 1312 году.
Подводя итоги:
1. Все крупные военно-монашеские ордена имели в своем распоряжении корабли, однако в разных масштабах и при различных условиях. Обычно в наличии имелось лишь немного судов: четыре-шесть крупных и некоторое количество мелких, но никак не целый флот. Последний собирался лишь для крупных морских операций, но и тогда большая часть кораблей нанималась у других владельцев.
2. Корабли орденов были различного размера, включая крупные когги, барки и галеры и заканчивая мелкими nassuten или fuste. Размер зависел от выполняемых функций – действия на реках или в море, транспортировки войск или товаров, или же рекогносцировки и доставки новостей.
3. Корабли строились, покупались, ремонтировались и вооружались орденами за свои финансовые средства, хотя могли быть и исключения. Некоторые корабли были предназначены исключительно для военных целей.
4. Все ордена прибегали к использованию кораблей, принадлежавших другим владельцам – итальянским республикам, другим городам или горожанам, - обычно заключая с ними контракт, но иногда используя и силу. Обычно подобные корабли использовались как транспорты, но также и в военное время, если требовалось создать более внушительный флот.
5. Экипажи кораблей обычно состояли из матросов, нанятых в портовых городах, или из наемников, обученных воевать на море и реках. Феодальные повинности теряли свое значение.
6. Основной задачей кораблей орденов было обеспечение доставки по морю ресурсов и подкреплений.
7. Несколько крупных морских операций и битв также имели место.
8. Военные ордена использовали свои суда также и для пиратства, или, по крайней мере, открывали свои гавани для пиратов.
Хотя от военно-монашеских орденов ожидалось в основном участие в боевых действиях на суше, для защиты Иерусалимского королевства и других христианских территорий в Святой Земле, для обеспечения безопасности путешествий пилигримов, для помощи в христианизации населения Балтики, для отвоевания Испании у мусульман – для всего этого широко применялись корабли. Следует признать, что без использования кораблей и иной морской поддержки, достижения орденов были бы невозможны.
[1] Ср. с M. Barber, The new Knighthood. A History of the Order of the Temple (Cambridge, 1994), особенно pp. 229-79.
[2] Согласно D.H. Childress, Pirates and the Lost Templar Fleet. The Secret Naval War between the Knights Templar and the Vatican (Kempton, IL, 2003), и другим этот флот должен был отправиться в Шотландию а затем достичь Америки в 1398 году, задолго до Колумба, что является, конечно, не более, чем вымыслом.
[3] О госпитальерах см. E. Rossi, Storia delle Marina dell'O'rdine di Gerusalemme. di Rodi e di Malta (Rome and Milan. 1926); M. Fontenay. 'De Rhodes à Malte. L'évolution de la flotte des Hospitaliers au XVIe siècle’, in Navi e Savigazione nei Secoli XV e XVI. Atti del V convegno internazionale di sludi Colombiani, ed. Ci. Galliano and A. Roccatagliata (Genoa. 1990), pp. 109-33; H.J.A. Sire. The Knights of Malta (New Haven and London, 1994), pp. 85- 98; R.L. Dauber, The Navy of the Sovereign Military Order of Malta (Brescia, 1992). О тевтонских рыцарях существует только статья K. Forstreuter, 'Die preußische Kriegsflotte im 16. Jahrhundert'. Altpreußische Forschungen, 17 (1940), 58-123, repr. in idem, Beiträge zur preußischen Geschichte im 15. und 16. Jahrhundert (Heidelberg, I960), pp. 73-163.
[4] Barber, pl. 11, pp. 205-6.
[5] Ibid., p. 237; Documenti del commercio veneziano nei secoli XI- XIII. ed. R. Morozzo della Rocca and A. Lombardo (Rome. 1940), 2, no. 487. pp. 27-8.
[6] Acta imperii inedita saeculi XIII et XIV, ed. L. Winkelmann, 1 (Innsbruck, 1880; repr. Aalen. 1964). no. 139, p. 117 (Templars' confirmation by Frederick II); CH, 2, no. 1464. p. 186 (Hospitallers).
[7] CH, 2, no. 2067. pp. 462-4; Английский перевод в The Templars. Selected Sources, tr. and ed. M. Barber and K. Bate (Manchester, 2002). pp. 128-30.
[8] Barber, pp. 237-8, возможно также частично из-за сложностей в Сицилийском королевстве.
[9] lacomo Doria. Annales lanuenses (Annali genovesi de Caffaro e de'suoi continuatori, 5), ed. С. Imperiale di Sant'Angelo (Rome, 1929), pp. 143-4 (Указ Николая IV), 167 (вооруженные галеры).
[10] Cf. S. Schein. Fideles Crucis. The Papacy, the West and the Recovery of the Holy Land 1274-1314 (Oxford, 1991). p. 82.
[11] K. Forstreuter. Der Deutsche Orden am Miitelmeer (Bonn, 1967), p. 57: Regestum clementis papae V (Rome, 1885-92), no. 3219.
[12] Documenti del commercio, I. no. 158, pp. 155-6; ср. Barber, p. 237.
[13] ‘Actes passés à Famagouste de 1299 à 1301 par devant le notaire génois Lambeno di Sambuceto', ed. C. Desimoni. in AOL, 2.2 (1884). pp. 3-122. no. 74, на pp. 42-3; подробнее о контексте эпизода: Barber, p. 293: English tr. in The Templars, pp. 183-4; упомянутые гавани – Тортоза, Триполи, Тир и Акра.
[14] См. сноску 7; Rossi. Marina, p. 8.
[15] J. Richard. "Les Templiers et les Hospitaliers en Bourgogne et en Champagne méridionale (XII-XIIIe siècles)", in Die geistlichen Ritierorden Europas, ed. J. Fleckenstein and M. Hellmann. Konstanzer Arbeitskreis für mittelalterliche Geschichte. Vorträge und Forschungen. 26 (Sigmaringen. 1980), pp. 231-42, на p. 233; их должности назывались 'preceptor passagii Templi' (в Дижоне), 'magister passagii et domus Templi Cabilonensis' и 'commandeour dou passaige et de Buires a religiouse chevalerie dou Temple'.
[16] Procès, I, p. 458.
[17] A. Demurger. Vie et mort de l'ordre du Temple: 1118-1314 (Paris, 1989); перевод на нем. Die Templer. Aufstieg und Untergang 1118-1314 (Munich, 1991), p. 87.
[18] Barber, p. 2.
[19] L. de Mas-Latrie, Histoire de l’ lle de Chypre sous le regne des princes de la maison de Lusignan, 2.1 (Pans, 1852), pp. 97-8.
[20] Barber, p. 128; Oliver of Paderborn. Historia Damiatina, в Die Schriften des Kölner Domscholasters, späteren Bischofs von Paderborn und Kardinal-Bischofs von S. Sabina, Oliverus, ed. H. Hoogeweg (Tübingen, 1894), pp. 159-282, на pp. 181, 194 (корабли), 205 (понтоны).
[21] См. сноску 9.
|